Ноябрь 11, 2024
Время: 22:10
USD
86.05
86.55
EUR
92.00
93.00
RUB
0.870
0.910

ЕАЭС — 10 лет: каковы для Кыргызстана результаты евразийской интеграции

04.10.2024 11:22
2417
ЕАЭС — 10 лет: каковы для Кыргызстана результаты евразийской интеграции


Евразийскому экономическому союзу в этом году исполняется десять лет. И итоги первой значимой годовщины существования Союза весьма впечатляющие — экономика стран-участниц ЕАЭС все это время росла, благодаря интеграционным процессам внутри объединения и преимуществам, которое оно обеспечивает участникам.  


Главные принципы ЕАЭС – это создание общего рынка на основе четырех свобод: движение товаров, финансов, услуг и трудовых ресурсов. И с момента создания Союза страны нарастили объемы совместного производства, ушли от таможенных пошлин, стали торговать в национальных валютах и увеличили совокупный ВВП практически вдвое.


Впрочем, у Кыргызстана показатель ВВП вырос еще значительнее. На момент присоединения Кыргызстана к Союзу в 2015 году, наш валовый внутренний продукт оценивался в 400 млрд сомов, а сегодня мы достигли отметки в 1,2 трлн сомов. И экономика продолжает расти, в среднем на 4% в год, что позволяет кабмину строить планы по наращиванию объемов ВВП до 3 трлн сомов. 


Кыргызстан, как полноправный участник ЕАЭС, получает не только экономические выгоды, но и доступ к передовым технологиям и производственным кооперациям. Евразийская комиссия предоставляет странам-членам механизмы поддержки для реализации совместных промышленных проектов. Это стратегическое развитие в таких направлениях, как цифровизация, транспорт и логистика, качество внутреннего рынка. Эти инициативы дают возможность нашей стране активно интегрироваться в международную торговую сеть и увеличить экспортный потенциал.


В республике идет процесс реиндустриализации, который был запущен в республике и реализуется сегодня в том числе при поддержке Российско-Кыргызского Фонда развития. Фонд, который создавался в качестве финансового института интеграционной поддержки для КР, за последние 10 лет профинансировал свыше 3,4 тысячи проектов на общую сумму $727,5 млн. Эти колоссальные вливания не просто содействуют развитию бизнеса и созданию новых рабочих мест, но и помогают модернизировать производственные мощности, а также содействуют укреплению экономических связей и росту объема торговли между нашей страной и другими участниками ЕАЭС, в первую очередь с Россией. 


Об этом, в частности, на III Евразийском экономическом форуме в Ереване, говорил российский премьер-министр Михаил Мишустин. Он отметил, что российско-кыргызский товарооборот за первые шесть месяцев этого года увеличился на 13%. Также глава правительства РФ предложил ускорить запуск совместных проектов в области транспорта, логистики, промышленной и сельской кооперации, а также цифровой экономики.


"Хотел бы отметить полезную деятельность российско-кыргызского Фонда развития. Профинансировано более чем 3500 проектов, прорабатываются новые предложения. Важно дать новый импульс работе этого фонда", — добавил он.


Также на ЕЭФ-2024 обсуждались вопросы по формированию будущего транспортного каркаса Евразии. За прошедшие 10 лет развития евразийской интеграции удалось более чем в три раза увеличить объемы международных контейнерных перевозок, реализуются масштабные инфраструктурные проекты. совершенствуется транспортно-логистическая инфраструктура. 


«Сегодня на глобальной арене происходят глубокие фундаментальные перемены, формируется новый миропорядок, трансформируются торговые маршруты и транспортные коридоры. В этих условиях существенное значение имеют принимаемые меры по развитию отраслей транспорта, логистики, транзита и упрощения процедур пересечения границ», —  заявил министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев


По итогам обсуждения министр ЕЭК отметил, что «время фундаментальных изменений мироустройства настало, и необходимо их воспринимать, как представившиеся возможности для дальнейшего развития, укрепления равноправных, взаимовыгодных и дружественных отношений на базе экономической интеграции».


«Когда Кыргызстан рассматривал вопрос вступать в ЕАЭС или не вступать, на мой взгляд, существовал только безальтернативный вариант — исходить из экономических целесообразных ценностей, таких как рынки сбыта, торгово-экономическое сотрудничество и так далее. Наша продукция, которая уходит в ЕАЭС, это сельхозпродукция, перерабатывающая продукция, швейная продукция, реэкспорт — это основная доля малого и среднего бизнеса. И в основном рынок сбыта этой продукции Россия и Казахстан. Конечно же, здесь есть реверс, то есть дорога в оба конца, очень многие товары заходят к нам, также беспошлинно, то есть мы не оплачиваем, как раньше оплачивали НДС по импорту за эти товары. И главное, что нет в настоящий момент тех искусственных барьеров, которые были», — говорит президент Ассоциации рынков КР, вице-президент Ассоциации «Дордой» по аналитическим вопросам Сергей Пономарев.


Кыргызстан также является активным актором процессов по формированию евразийского транспортного каркаса. Как минимум два дорожно-транспортных проекта, связанных с нашей страной, являются приоритетными для ЕАЭС. Это реконструкция объездной дороги Бишкека и строительство железнодорожной ветки «Иссык-Куль—Нарынская область». 


Это не единственные транспортно-логистические возможности Кыргызстана в ЕАЭС. Стратегическое положение республики в центре Евразии делает нас ключевым участником перспективных инфраструктурных проектов. Среди них особое место занимает строительство железнодорожной магистрали Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Этот проект, протяженностью 523 км, соединит железнодорожные сети Китая, Кыргызстана и Узбекистана, открыв новые возможности для транзита грузов. Предполагается, что после реализации проекта грузопоток составит от 7 до 13 млн тонн в год.


Кроме того, Кыргызстан участвует в других важных инициативах, таких как строительство Трансафганскогокоридора, который свяжет Центральную Азию с портом Карачи в Пакистане, и автомагистрали «Меридиан», соединяющей Казахстан с Россией. Эти проекты направлены на создание новых связанных коридоров, которые могут существенно изменить транспортную карту региона.


Таким образом Кыргызстан, благодаря своему участию в ЕАЭС, может стать важным региональным транспортно-логистическим хабом и поучаствовать в развитии перспективных транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад» и других торговых маршрутов.


Еще одним важным фактором развития экономики Кыргызстана остаются трудовые мигранты, точнее трудящиеся ЕАЭС. Недавно Национальный банк Кыргызстана обновил статистику международных переводов. По данным регулятора, в страну за полгода перевели $1,67 млрд. Причем $1,55 млрд в республику отправили кыргызстанцы, работающие в России. Эти миллиарды долларов, которые ежегодно поступают в республику помогают поддерживать спрос в потребительском секторе, способствует росту жилищного строительства и многое другое.


«Наши трудовые мигранты пользуются преимуществами трудящихся в ЕАЭС. Им значительно проще тех людей, которые приезжают из стран, которые не входят в Союз, то есть там сама процедура и разрешение на работу совершенно разное. И многие работодатели в странах ЕАЭС как раз-таки понимают, что наши кыргызстанцы с ними проще, законодательство позволяет с ними работать, при этом они не попадают в такие сложные ситуации», — отметил Пономарев.


В целом среднегодовой поток миграции в ЕАЭС составляет около миллиона человек, в этот объем включены и наши соотечественники. При этом, в рамках единого рынка труда в ЕАЭС решены вопросы пенсионного обеспечения трудящихся, создаются полезные цифровые сервисы для межгосударственного трудоустройства, устранены изъятия в вопросах признания документов об образовании педагогов, юристов, ученых степеней, обсуждаются перспективы упрощения административных процедур в стране пребывания.


Таким образом, на сегодня очевидно, что интеграционные процессы помогли нашей стране не просто стабилизировать экономику, но и придать ей новый импульс. Благодаря поддержке России и участию в ЕАЭС, Кыргызстан стал важнейшим игроком в этом пространстве. И если тенденция роста сохранится, республика станет мощным экономическим центром в регионе, укрепляя свои позиции как внутри Союза, так и на международной арене.

Теги

Комментарии (0)

Защитный код

Нет комментариев. Вы можете быть первым!